Алматинская область

Алматинская область — территория с очень разнообразным рельефом и климатом, а также с целым набором различных природных зон.

Ее северная и северо-западная часть — пустынные и полупустынные Прибалхаш-ская и Приилийская равнины с бугристыми песками, расположенные с наклоном в сторону озера Балхаш, поросшие саксаулом (на самом севере), акацией (в центре области), полынью (в предгорьях) а то и вовсе лишенные растительности. По равнинам протекают крупные реки, берущие начало в горах и впадающие в Балхаш: Или, Каратал, Аксу, Лепсы.

С 1840-х гг., когда здешние земли были отписаны отрядам Сибирского казачьего войска, этот географический и исторический район был известен как Семиречье — из-за рек, что протекают здесь. Практически все Семиречье находится на территории области.

В 1847 г. казаки основали тут Капаль-ское укрепление, сыгравшее важную роль в Русско-кокандской войне 1850— 1868 гг., по итогам которой в Семиречье закрепилась Россия. В 1854 г. было основано укрепление Верный (будущая столица советского Казахстана — Алма-Ата). В 1867 г. Сибирские казачьи полки были выделены в отдельное Семиреченское казачье войско, участвовавшее в завоевании Хивинского ханства в 1873 г. Советская власть упразднила семиреченское казачество, сегодня предпринимаются попытки его возрождения.

Самая длинная в области и стране — река Или: впадая в западную часть озера Балхаш и образуя обширную дельту, она приносит до 80% всей воды, в значительной степени способствуя его опреснению. В устье реки Или, на берегу Балхаша, произрастают тугайные леса и камышовые заросли; восточнее дельты, вдоль берега Балхаша — область пустынь с солончаковой растительностью. Здесь находится древняя дельта Или с высохшими руслами рек, именуемая Баканас, или «сухое русло».

На правом берегу Или в ее среднем течении организован государственный национальный природный парк Алтын-Эмель, одна из целей которого — сохранение редких и исчезающих видов животных. В настоящее время здесь разводят куланов и лошадь Пржевальского, стремясь сохранить популяцию, которой грозит полное исчезновение. Всемирно известная природная достопримечательность парка — дюна Поющий бархан.
Восточнее Прибалхашской равнины лежит Балхаш-Алакольская низменность, или Алакольская впадина, а в ней — тектонические озера: пресное Сасыкколь и горько-соленое Алаколь.

К юго-востоку от Алаколя расположены знаменитые Джунгарские (Жетысуские) Ворота — горный проход между хребтом Жетысуский Алатау на западе и хребтами Бирликтау и Майлытау на востоке. Расположены Джунгарские Ворота на границе Алматинской области и КНР и представляют собой плоский и широкий коридор длиной около 50 км. С древнейших времен этот проход использовался кочевыми народами Центральной Азии и Казахстана, через него проходил Великий шелковый путь, а в начале XIII в. по нему провел свое войско Чингисхан, чтобы покорить всю Среднюю Азию.

В 1950-1960-х гг СССР и КНР начали строить железную дорогу, которая должна была связать Пекин и Москву. СССР
проложил рельсы почти до границы с КНР, а Китай — до города Урумчи. Но в связи с участившимися пограничными конфликтами обе страны прекратили строительство. В 1990-х гг. Казахстан и КНР достроили дорогу, которая кратчайшим путем связала транспортные сети Европы и Азии. Крайняя станция на казахской стороне именуется До-стык (Дружба), на китайской — Алашанькоу.

Юг и восток области — горы и предгорья горной системы Тянь-Шаня: Иле Алатау и Джунгарский Алатау, хребты Кетмень, За-илийский Алатау, северные отроги Кугей-Ала-Тоо и Чу-Илийских гор. Природа здесь более разнообразная, чем набольшей части области: тут и предгорные пустыни, и степи (на высотах свыше 600 м), и лиственные (от 900 м) и хвойные леса (от 1700 м), и луговые сообщества (от 2800 м).

На западе расположены плато Жусан-Дала, Бозой, Караой.

Тектонические процессы, начавшиеся в период кайнозоя, в эпоху формирования современных гор, продолжаются и в наше время, вызывая сильные землетрясения и сели. Южная часть области — район повышенной сейсмической опасности.

Недра Алматинской области содержат богатые месторождения руд металлов, разработка которых затруднена, в первую очередь из-за отсутствия современных транспортных путей.

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>